Детский музыкальный театр имени Наталии Сац

21 ноября 1965 года. В этот день на сцене Московского театра эстрады состоялась премьера оперы М. Красева «Морозко», ознаменовавшая собой День рождения совершенно нового – Первого в мире профессионального театра оперы, балета и симфонической музыки для детей.

 

Первые 15 лет жизни этого уникального явления культуры, несмотря на всю его значимость, были чрезвычайно сложными: у театра не было своего помещения, где можно было бы осуществлять полномасштабные спектакли, по существу, это были годы скитаний.

И все-таки именно в эти годы были сформированы творческие и организационные принципы нового театра, появился целый ряд спектаклей, завоевавший творческий авторитет и любовь зрителей. Авторами большинства из них стали современные композиторы, создавшие новые детские оперы и балеты в тесном творческом содружестве с самим театром. Так рождались в 60-70 годы «Белоснежка» Э. Колмановского, «Мальчик-великан» Т. Хренникова, «Сёстры» Д. Кабалевского, «Три толстяка» В. Рубина, «Красная шапочка» М. Раухвергера, «Левша» Ан. Александрова, «Максимка» Б. Терентьева, «Маугли» Ш.Чалаева и многие другие.

 

Параллельно с репертуаром формировалась и труппа, в основном, из выпускников музыкального института им. Гнесиных, ГИТИСа и других музыкально-театральных ВУЗов. Галина Свирбилова, Евгения Ушкова, Иветта Лаптева, Наталия Макарова – все они через несколько лет получили звания заслуженных, были в числе самых первых солистов оперы, а чуть позже Валентин Тучинский, Виктор Богаченко, Святослав Калганов, также удостоенные этого звания, Людмила Петровичева, режиссёр Ксения Осколкова и солист оперы народный артист РФ Геннадий Пискунов.

Балетный коллектив как самостоятельный творческий организм сформировался несколько позднее, но несколько выпускников Ленинградского и других хореографических училищ – Игорь Чирков, Ирина Макарова (ныне заслуженная артистка РФ, балетмейстер-репетитор), Геннадий Козлов, Жанна Магаляс, Александр Царёв уже влились в коллектив и своим искусством расцвечивали и обогащали оперные спектакли.

 

В 1965-1968 годах сформировался и руководящий состав: на должность главного дирижёра был приглашён Виктор Михайлович Яковлев, впоследствии народный артист РФ, он вскоре привёл в театр ещё одного дирижёра – Леопольда Абрамовича Гершковича, ныне заслуженного деятеля искусств РФ. Директором-распорядителем был утверждён Виктор Петрович Проворов, помощником Н.И. Сац по художественному руководству – заслуженный деятель искусств РФ Виктор Борисович Рябов, главным балетмейстером – заслуженный деятель искусств РФ Борис Фёдорович Ляпаев, всю работу литературно-педагогической части в то время осуществляли Роксана Николаевна Сац, заслуженный учитель РФ, и Зинаида Дмитриевна Мясникова, заслуженный работник культуры.

Уже в эти годы театр гастролировал не только по стране, но и за рубежом: 1978 г. – Канада, Бельгия; 1979 г. – Австрия, Венгрия; 1981-1982 гг. – Франция, Италия, Япония, Югославия… С каждым годом число гастролей увеличивалось, и с каждой новой поездкой, новым спектаклем росла популярность театра.

Но, вместе с тем, росли трудности, связанные с отсутствием своего постоянного дома. И в конце концов наступил момент, когда жить в таком режиме стало невозможно… И вот тогда Н.И. Сац положила на стол Министра культуры заявление, в котором уведомляла, что, если не будет найден выход из этой ситуации, она отказывается от руководства созданным ею театром. Ответом явилось решение правительства о строительстве на Юго-Западе Москвы Дворца музыки для детского театра. Его возведение стало поистине всенародной стройкой. Авторами проекта были ведущие архитекторы под руководством А.А. Великанова, бессменным консультантом на протяжении всего проектирования и строительства – Наталия Ильинична Сац.

 

В конце 1979 г. в Международный год ребёнка было завершено строительство и состоялось открытие уникального здания театра, увенчанного скульптурой Синей птицы, которое и сегодня производит огромное впечатление на всех, кто хоть раз в нём побывал.

Все здесь призвано вводить ребенка в мир музыки и дарить ему радость. Даже дверные ручки здесь в форме скрипичного ключа. А скульптуры легендарных музыкантов древности – Леля, Орфея, Баяна?… А зал для бесед о музыке, расписанный знаменитыми мастерами палехской живописи?… Висячие мостики, с которых герои сказок приветствуют зрителей… С самых первых минут сама атмосфера театра призвана погружать ребёнка в мир гармонии, настраивать его на восприятие музыкального спектакля.

Первой премьерой на своей сцене стала «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини в постановке Н.И. Сац, партии главной героини и Пинкертона исполнили Татьяна Глухова и Юлий Глубоков, оба – заслуженные артисты РФ. Огромный успех имела эта постановка не только на сцене театра, но и на гастролях в США в 1982 году. Своё здание, своя сцена дали начало полнокровной театральной жизни балетному коллективу, осуществившему постановку балета «Синяя птица» на музыку И. Сац и М. Раухвергера в постановке Б. Ляпаева.

 

В 80-ые годы самыми значительными постановками стали «Джунгли» («Маугли») – опера Ш. Чалаева, постановка В. Рябова, дирижёр В. Яковлев, исполнитель главной партии – заслуженный артист РФ Виталий Ивин, и патриотические оперы А. Флярковского «Отважный трубач» и «Время таять снегам», также постановка В. Рябова, дирижер В. Яковлев. Образ главного героя, вокруг которого развёртывается действие в обеих операх, замечательно создал Валерий Барский, заслуженный артист РФ.

Всё чаще в это время театр обращается к классике. Вслед за «Мадам Баттерфляй» театр осуществляет постановку «Волшебной флейты» В.-А. Моцарта (руководитель постановки Н. Сац, режиссёр А. Леонов, дирижёр А. Яковлев). В репертуаре балетного коллектива появляется «Золушка» С. Прокофьева (балетмейстер Б. Ляпаев, дирижёр Л. Гершкович), создаётся ряд классических концертных программ, в исполнении Наталии Сац и симфонического оркестра под управлением Андрея Яковлева постоянно звучит «Петя и волк» – симфоническая сказка С. Прокофьева.

Всё ярче, всё многограннее, всё насыщеннее с каждым годом становится творческая жизнь театра, всё популярнее его спектакли, искусство Первого в мире музыкального театра для юных приобретает поистине всемирную известность. Как вдруг… 1993 год. В августе в самой торжественной обстановке отмечается 90-летие Наталии Ильиничны Сац, создателя и бессменного руководителя Детского музыкального театра. А в декабре театр осиротел.

 

После ухода из жизни Н.И. Сац театр возглавил директор театра Виктор Петрович Проворов. Главным режиссёром стал заслуженный деятель искусств РФ В.Б. Рябов. Балетный коллектив возглавил народный артист РФ В.П. Кириллов. Как известно, 90-ые и начало 2000-х годов были особенно трудными для всей страны, большие трудности, прежде всего материальные, выпали и на долю театра. Помогли выстоять сплоченность и любовь к своему делу коллектива, а также постоянная поддержка и помощь Московского правительства.

И в эти годы театр продолжал вести многогранную эстетическую работу просветительского характера, осуществил постановку многих новых спектаклей как на Большой, так и на Малой сценах. В частности, благодаря спонсорской помощи авиакомпании «Трансаэро» на сцене театра появилась опера Е. Подгайца «Дюймовочка», по итогам 1997 г. признанная лучшим детским спектаклем города Москвы. Этапной также стала постановка другого произведения этого же композитора – рок-классик оперы «Повелитель мух», адресованная наиболее трудной подростковой аудитории. Спектакль был отмечен высокой премией Правительства России, лауреатами стали режиссёр В.Г. Меркулов, дирижёр А.В. Яковлев, артисты К. Ивин и М. Усачев.

Целый ряд спектаклей, созданных в этот период – «Снежная королева» А. Флярковского, «Двенадцать месяцев» С. Баневича, «Дитя и волшебство» М. Равеля, «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, «Незнайка» А. Шелыгина, «Русалочка» Т. Камышевой, «Женитьба» А.Т. Гречанинова, «Волшебник Изумрудного города» И. Якушенко и сегодня в репертуаре театра.